Спасибо за всё, Геральт: 10 доказательств гениальности «Ведьмака»

Спасибо за всё, Геральт: 10 доказательств гениальности «Ведьмака»


Есть игры, которые нас выбирают. Побуждают сопереживать персонажам, увлекают мечтой, покоряют стилем и всем, чему мы даём обтекаемое определение « атмосфера ». RPG о наёмном убийце чудовищ, ведьмаке Геральте - как раз из таких. Запустил любую часть трилогии хоть раз - и навек прикипаешь душой. Но в чём особенность произведений CD Projekt RED? Если задать вопрос в лоб, мало кто сумеет объяснить популярность этого феномена «на пальцах». Не беда: в честь 10-летия серии мы подумали над этим за вас, а кто не согласен с нашими аргументами - пусть рецепты в комментариях свои.

Сказка ложь, да в ней намёк

Как и творчество Анджея Сапковского, игры по мотивам его книг подают взрослые темы в фольклорной обёртке. Пусть никого не смущают гномы, эльфы, волшебники и прочий реквизит, взятый напрокат у Джона Толкина и братьев Гримм. Потому что магия «Ведьмака» вряд ли прикрывает проблемы знакомой реальности: расизм, изображённый через отношения людей с более древними расами, поистине средневекового невежества и жестокости войны. Актуальность первой части придаёт и то, что здесь в цветах и ​​красках отображается пьянство - причём не только декоративно, но в качестве игровой механики. До The Witcher 2007 года такой же серьёзностью отличались разве что классические Fallout, где разработчики продемонстрировали всю глубину разложений общества после апокалипсиса.

По мрачности с произведением CD Projekt RED на момент его выхода не может сравниться ни «ламповая» TES IV: Oblivion, ни Gothic 3 с ее нарочито сказочными проблемами. Ведь в мире, где странствует Геральт из Ривии, убивают за неправильную форму ушей, за политические взгляды и просто по причине зуда в кулаках. От войн взрослых здесь страдают дети, приветливый хозяин избы оказывается людоедом, а грубиян - напротив, честным малым. Попытки пробудить в персонажах чувство справедливости неизменно наталкиваются на ответ « ты скоро уйдёшь, а мне тут жить ». Здесь больше общего с романом братьев Стругацких «Трудно быть богом», чем с традиционным фэнтези, за что и ценим.

Меньшее из двух зол

Отсюда - полные драматизма дилеммы, какие редко встретишь в жанре. Любое формально доброе действие приводит к еще большому бедам: осчастливить людей против их воли нельзя. Игры трилогии ясно дают понять, что этот мир уже не спасти, да и сделать его лучше вряд ли получится. А работа ведьмака тщетна, ведь большая часть монстров, с которыми он сражается - результат человеческих пороков. Растения-убийцы вырастают там, где совершено преступление, утопленники превращаются в утопцев, гули сбегаются, чтобы пожрать трупы незахороненных солдат, а проклятия плодят призраков. Зато безнадёга создаёт эмоциональную связь с героем и всеми, кого он встречает на своём пути.

Даже бродячих собак жаль - вы ведь отказались истреблять их ради сала, когда гуляли по Вызиме? Одно решение следует за другим, и всё сложнее понять, кто прав, а кто виноват. Люди, сжигающие эльфов без разбору, или партизаны-скоя'таэли, которые из благих побуждений занимаются разбоем? Хозяйка трактира, спрятавшая герб Темерии ради собственной безопасности, или всё-таки вдова солдата, отдавшего за этот герб свою жизнь? Достоин ликаз оборотень, убивающий поневоле, и можно ли рисковать жизнью ребенка ради спокойствия его родителей? Когда добираешься до финала, остаешь чувство сожаления, какое мы испытываем, переворачивая последнюю страницу хорошей книги - верный признак произведения « с душой ».

Героями не рождаются

Веская причина прикипеть душой к Ведьмаку - герой цикла. Существует не так уж много разработчиков, позволяющих себе то, что сделали сотрудники CD Projekt RED. Вместо «чистого листа» они выдали нам уже сформировавшийся характер с заранее определённой расой, внешностью и профессией, с богатым и довольно буйным прошлым. Но авторы убедительно доказали, что суть ролевой игры - не в числах, определяющих характеристики персонажа и не в его навыках, а в модели поведения.

С этой точкой зрения Геральт - идеальный вариант: не хочешь быть в редакторе, становишься в итоге тем, кем хочешь быть. Жёсткий рубщик правды, ловкий интриган, защитник всех обездоленных или нейтральный отморозок - какой ты сегодня? При этом убийца чудовищ сохранил черты, например, не доверяет телепортам - потому что однажды видел, как в портал вошел целый человек, а обратно вылетела только половина тела.

Что-то слышится родное

Одна из тонкостей работы сценариста - сделать так, чтобы зритель или игрок ощутил собственное остроумие. Вискованная шутку, предложить ситуацию, подкинуть знакомый образ. Этот метод использовал создатель «Ведьмака» Анджей Сапковский - он переиначил сюжеты известных сказок, пересыпал повествование словечками из современного лексикона и упомянул персонажей, за которыми угадываются реальные личности. Скажем, фэнтезийный шпион Дийкстра - это нидерландский программист Эдсгер Дейкстра.

Примеру литератора последовали авторы игр, придумавших прорву культурных отсылок. Только присмотритесь: краснолюд Альфред Набель изобретает динамит, низушек Латрек рисует афиши для кабаре, а последователи некоего Фридриха из Оксенфурта уничтожают идолы. Известного польского боксёра Анджея Голоту авторы превратили в чемпиона по кулачным боям Колоду, а актёра Патрика Суэйзи - в Патрика из Уэйза. А как вам непринужденные цитаты из Гомера, Шекспира и Говарда Лавкрафта, фильмов Скорсезе, Копполы, Тарантино и Кроненберга?

В импровизациях на тему народных сказок разработчики зашли так же далеко, как и Сапковский: то Геральт при помощи телекинетического удара разносит домик трёх поросят, то след из пряников заводит героя в ад. Даже над собой пошутить не забыли. В квесте «Башня из ниоткуда» в The Witcher 3: Wild Hunt нужно выключить Дефенсивный Регулятор Магии (DRM) при помощи Глобального Отпирания Готфрида (GOG).

Наши пёрли поперёк, немцы пёрли прямо

Понятно, что с таким подходом недалеко и до скользких тем. Одно дело - когда друид в лесу насвистывает имперский марш из «Звёздных войн», и совсем другое - когда повествование касается судьбы реальных империй. Об исторических параллелях «Ведьмака» у нас заговорили еще в 90-е, когда книги Сапковского появились на прилавках. Знаток мог подойти к профану и многозначительно сказать « вы же знаете, что на самом деле имел в виду пан Анджей ». Однако в виду имелось что угодно - и раздел Польши по пакту Молотова-Риббентропа, и Мюнхенский сговор 1938 года, и колонизация обеих Америк.

Сам писатель отметил в интервью аналогию между Нильфгаардом и Римской империей, хотя в его произведениях немало намёков на события XX века. От цитирования Чемберлена с его знаменитой фразой « я привёз вам мир » до провокаций на границе с целью развязать войну и группы армий «Центр» - все говорит в пользу этой версии. Вот почему трилогия игр с новой силой пробудила неудачу в историческом ключе, представить Редактировать как СССР, а Нильфгаард - как Третий Рейх. Есть ли смысл в подобных домыслах - сложно сказать, но что они обостряют эмоциональное занятие - это факт.

Шёлк и копоть

В отличие от войн и империй, эстетику The Witcher датировать несложно - это средние века. Правильное настроение задают музыкальные композиции Адама Скорупы и Павла Блащака, декорации, костюмы и манера общения персонажей. Благодаря изучению старинных замков, фильмов и одежды, а также историческое образование сценариста Яцека. А в фэнтезийном - пожалуйста.

Грязь, нищета, суеверия, инквизиция соседствующих с роскошью и университетской вольницей Оксенфурта. Здесь мы встречаем феодалов грубого помола: барона - пьяницу и дебошира из Врониц, и жестокого уваления Сигизмунда Дийкстру, который, между прочим, граф. Оба начисто лишены той гламурности, что окружает средневековых аристократов в поп-культуре, но близки к букве летописи. С другой стороны, сентиментальные до кретинизма рыцари Туссента тоже взяты не с потолка - ведь было время турниров и мужчин, которые сильнее боялись «украсить» свой герб оранжевым кирпичом (символ трусости в геральдике), чем напороться на копьё противника.

В чём Предназначение, брат?

Вариативным сценарием фаната RPG не удивишь. Кто знаком с Fallout, Столпы Вечности или недавней Божественность: Оригинал Sin II, тот знает, как выбор действий или реплик может влиять на развязку истории. Первая The Witcher тоже использует этот приём, но на свой лад: станете ли вы на сторону Ордена Пылающей Розы или эльфийских партизан, результат одинаково чреват кровопролитием. В следующей части эпопеи, Assassins of Kings, сотрудники CD Projekt RED отшли дальше: здесь сюжетная развилка меняет целую треть кампании. Спутники, события, локации, и, кто знает, любовное приключение - всё зависит от выбора стороны конфликта. В триквеле же решаешь сразу несколько глобальных задач: спасение мира, определение исхода войны, приведение в порядок судьбы героя и тех, кто ему дорог.

Даже со второстепенными заданиями, без которых спокойно добираешься до финала, разработчики не ударили в грязь лицом. Эти миссии выходят за рамки традиционного « пойди-убей-принеси »: они помогают лучше понять окружающий мир, истинные мотивы персонажей и порой влияют на те самые решения, что меняют эпилог. Там банальный контракт на истребление чудовища оборачивается трагикомедией в трёх актах, здесь герой увязает в «Санта-Барбаре» - это редкий случай, когда хочется исследовать абсолютно всё, а не скакать по главам, как по кочкам на болоте.

С точностью до буквы

Пускай оригинальный «Ведьмак» не получил такую ​​известность, как его продолжения, он стал шикарным подарком для ценителей творчества Анджея Сапковского. Сразу видно, что для основателей CD Projekt Михала Кичиньского и Марчина Ивиньского сага о Геральте - не просто какое-то там проходное фэнтези, подвергнутоеся под руку в коммерческом порыве, а любимое чтиво юности.

Здесь поклонники книжной серии встретили старых знакомых: Трисс, Шани, Эскеля, Ламберта, Весемира, Золтана и вечно витающего в облаках барда Лютика. Снова прогулялись по выходу и ее предместьям, перекинулись парой слов о конторе Кодрингера и Фэнна, а, заглянув в бордель, услышали знаменитый лютиковский афоризм: « Любовь - что груша. Она сладкая и имеет определённую форму. Но попробуйте дать определение формы груши! ». «Мы дома ».

Va терпит неудачу, Gwynbleidd

На подвигах Геральта, скорее всего, поставлен крест - и от этого становится немного грустно. Зато как его отправили на покой! Ни один коллега ведьмака по геройскому цеху не удостоился таких же роскошных проводов: два DLC, тянущие по объёму на отдельные игры, виртуозная смена антуража, последние битвы на грани нервного срыва, а затем - поместье, виноградник и чудаковатый дворецкий. Прямо чувствуешь, что для беловолосого всё закончилось хорошо. Можем ли мы сказать что-то подобное о Довакине из The Elder Scrolls V: Skyrim или об инквизиторе из последней Dragon Age? То-то же.

Копия превзошла оригинал

Отдельного упоминания достойны сложные отношения Анджея Сапковского с виртуальным Геральтом. Потому что эти отношения смешны и трагичны одновременно. Писатель, полиглот и дока рыбалки, выучивший русский по книге Леонида Сабанеева «Жизнь и ловля пресноводных рыб» — пан Анджей чертовски хорош. Ведь нужно быть талантом, чтобы создать с нуля польское фэнтези и придать ему индивидуальное звучание. Но в чём он проявил не меньшую удаль, так это в критике интерпретаций его творчества другими медиа.

Про телесериал говорит либо никак, либо матом. Произведениям CD Projekt RED тоже досталось: Сапковский категорически опровергает слухи, что он-де участвовал в разработке и пресекает попытки превратить The Witcher в часть литературной вселенной. Хотя сентенцию «игры — для тупых» он так ни разу не озвучил, судя по многочисленным интервью, она то и дело вертелась у него на языке.

Когда вышла первая игра, он обвинил разработчиков в использовании его славы, а после «Убийц королей» сменил пластинку: мол, популярность развлечения мешает воспринимать его книги всерьёз. Чтобы показать, кто в доме хозяин, в 2013 году продолжил цикл о ведьмаке романом «Сезон бурь», события которого расходятся с сюжетами двух (на тот момент) RPG. Оказалось, фанатам без разницы — скушали и то, и другое. Забавно было наблюдать, как за десять лет отрицание сменяется агрессией, а агрессия — принятием. Но раз уж старый ворчун и скептик, ненавистник социальных сетей и видеоигр в итоге признал, что слава трилогии The Witcher вполне заслужена — значит, работа CD Projekt RED многого стоит.


Комментарии

У данной публикации еще нет комментариев.

Друг, давай говорить!

Напиши мне свое мнение о прочитанной информации. Будь одним из первых и получи 100 PDA. Давай смелее! У тебя все получится!

index.Информация!

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации